?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Полбеды

UPD. Вынужденная оговорка: к качеству пуговиц и к тому, как они пришиты вопросов нет.

«"И нас не забыли, сейчас вот реконструкцию делают. Конечно, под нашим контролем. Я вот строителям подсказываю: где дорожку пошире сделать, а они прислушиваются", – рассказывает Елена Царева». (БелПресса: Во дворах идёт капитальный ремонт). Что ж, повезло Елене Царевой.

После размещения моей заметки в сообществе "Белгород это интересно" несколько человек просили меня написать о результатах, о том, что в итоге получилось с благоустройством двора. Напомню, что тогда я сетовал на малое количество времени, которое выделяется на проекты благоустройства, огромные интервалы "затишья", на отсутствие хоть какого-то анализа территории и опасность получить на выходе "лучше бы ничего не делали". Оказалось, что проектирование и плохое качество исходных данных это только полбеды.

Начало

Всё лето было затишье. К работа приступили в октябре. Всё началось очень бодро. Первым делом снесли бордюры проездов и выставили новые. Любопытно, что убирали даже вполне себе надлежащего качества бордюры. Даже там, где можно было оставить. Почему?

Выставление бордюров это ответственный этап благоустройства. Это как нанесение контура рисунка — общий замысел становится окончательным. Потом будет раскрашивание, в рамках полученных контуров, но оно уже принципиально ничего не изменит. Важный этап. Не менее важно, чтобы места перепадов уровней тротуаров и сопряжения пешеходных дорожек с автомобильными проездами были выполнены с учётом потребностей пешеходов (речь идёт о пандусах). К сожалению, устоявшейся практикой является устройство "плохих" пандусов, с одной наклонной плоскостью (Чем они плохи можно почитать в заметке «Сходы-переходы»). В проекте такие моменты никак не были отображены. Проект фактически является эскизным, то есть определяющим концептуальные (общие) решения, которые должны быть проработаны на следующих стадиях. Но их не было. В связи с этим нашёл прораба, ведающего всеми работами, и обратился к нему с просьбой делать пандусы с тремя наклонными плоскостями. На что получил экспертное заключение — "это всё херня, будет сракопад". Да, уж. Как-то первый контакт не пошёл в конструктивное русло. Увы и ах!

Два вместо трёх

Пандусы с одной наклонной плоскостью и шириной один метр лепили как пирожки, делали даже там, где до этого было три. Пришлось показывать фотографии "до того". Тут командир пошёл навстречу, уложил ещё один бордюр. Два вместо трёх. Победа, ёпт!

Вместо трёх бордюров один

Ладно, вопрос с пандусами на данный момент дискуссионный, оставим его пока. Но вот, выставляют бордюры там, где паркуются машины, и внутренний угол "срезают" под 45 градусов. Узнаю, это я так нарисовал в проекте. Но вот по факту мне это решение не кажется хорошим. Снова обращаюсь к прорабу, сделать сопряжение под прямым углом. Это очень просто сделать, бордюры ещё не закрепляли раствором. На этот раз получил отказ с иной аргументацией. «В проекте есть? Есть. Значит будем делать. А ты для меня никто. Вот если принесёшь мне бумагу из УКСа, что так можно делать, то я сделаю.»

Формально он прав, я не имею никаких полномочий. Тогда обращаюсь к куратору работ от УКСа, высылаю ему схему как нужно сделать. Он по телефону говорит "хорошо, разберёмся". Но ничего исправлено не было. Почему? Не знаю. Зато знаю почему решение, которое хорошо было в проекте, в реальности оказалось не очень. Ошибка разметки. Край тротуара должен быть ближе к дому. Но этого никто не заметил. Проехали.

Ключевые дорожки

Съезды с одной плоскостью, конечно, плохо, но не смертельно. Плюнул, решил расслабиться и дождаться окончания. Не тут-то было!

Через двор пролегают две "скелетные" дорожки, по которым ежедневно проходит большой пешеходный трафик. В начальном проекте была только одна, да и та шла как придумали дизайнеры и была одинаковой "стандартной" ширины, ничем не отличаясь от прочих. В ходе корректировки проекта удалось нанести две дорожки, и увеличить их ширину, с 1,5 м до 2,5 м. Правда, в ходе "доработки корректировки" дорожки потеряли свои плавные изгибы, и стали совершенно прямыми.

Вечером, проходя мимо, увидел выставленные поребрики дорожки и "корыто" засыпанное щебнем. Подумалось, что как-то странно проходит дорожка.


А где они будут делать вторую, которая по проекту идёт параллельно, слева или справа?

Утром подошёл к прорабу и сообщил о своих подозрениях, что дорожка не там, где нужно. Он упирался и доказывал, что всё нормально, не выдумывай и вообще иди отсюда, ты для меня никто. Когда же показал ему ориентиры направления выставленной дорожки и проектной (откуда-куда), то "картинка сложилась" и он понял, что сделали дорожку между двух проектных. Тут же, немедленно (!), была отдана команда разобрать то, что сделано, и трассировать по-новому. Причину такой быстроты я узнал позже — попытка избежать неприятностей от вышестоящего начальства.

Удобный момент проложить дорожку как надо! — подумал я, и стал показывать рабочим, где нужно установить поребрики, что немного расходилось с проектным положением. Прораб настаивал на неукоснительном выполнении проекта. В этом случае дорожка совмещалась с другой под неудобным углом, что заставит людей этот угол "срезать". В ходе перепалки я произнёс, что они сделают свою работу и уйдут, а людям тут ходить каждый день. Хороши работники! То ли эти слова возымели действие, то ли что-то другое, но сопряжение сделали более-менее нормально.


Угол, под которым шла дорожка в проекте, изменился. Вторая дорожка должна идти параллельно, а значит и её угол изменится тоже, и она будет направлена не туда, куда задумано (не между домами, а в дом). Я надеялся договориться о корректировке позже. Наивный нанайский мальчик!

Через несколько дней в очередной раз подошёл к прорабу ходатайствовать об отступлении от проекта в части незначительного изменения направления дорожки. Ещё ничего нет, ещё можно корректировать. На этот раз встреча прошла доверительно, но он отказал. «В принципе я не против, но не могу этого сделать без разрешения из УКСа. Договорись с куратором, пусть он подъедет и мне на проекте распишется. Я сделаю. Сегодня эту дорожку трогать не буду, но завтра начну». Обнадёженный таким итогом связался по телефону с куратором. Тот тоже дал своё согласие. Сказал, что подъедет завтра утром на планёрку и всё сделает. Назавтра утром подхожу к прорабу и сообщаю о результатах разговора с куратором, что он одобрил, что подъедет и отступление от проекта утвердит письменно. Вечером я увидел результат. Бортики дорожки уже были выставлены, "корыто" полностью уложен слой щебня и наполовину слой песка. Но шла она не так, как договаривались. Каково же было моё… удивление? негодование? разочарование? недоумение?… Я был потрясён таким поворотом событий. Убедившись в том, что контакты с прорабом и куратором безрезультатны, прекратил всякие попытки найти понимание и наладить диалог.

Активный горожанин

В то время (октябрь 2016) начал работу портал "Активный горожанин". Решил воспользоваться возможностями, которые он предоставляет. Зарегистрировался и написал обращение по этому вопросу. "Официальный ответ дан в установленный срок" — 15 дней. Наверное это хороший результат. В ответе мне сообщали, что всё сделано по проекту. Дословно: "в соответствии с эскизной схемой". Схемой! Какова гарантированная точность? Ну, и сделать, конечно же, ничего нельзя. Ведь "в предложенном месте располагается камера тепловых сетей". Ага, располагается. Внимательно смотрим на фото и находим эту самую камеру.

Кроме того, "отклонение от проекта повлечет за собой удорожание сметной стоимости". В общем, ничего, уважаемый горожанин, сделать нельзя. Бобик сдох! Обращение получило статус "Исполнено". И уже не было никакого желания что-либо разъяснять и доказывать, что дорожку можно проложить с другой стороны от камеры, как проложили эту. Очевидно, что это отписка, цель которой предотвратить какие-либо работы.

Кстати, про удорожание и сметную стоимость. Установленный бюджет и жалоба жителей одного из домов явились причиной, по которой две ключевые дорожки сделались прямыми и утратили плавность, а другие, вспомогательные, дорожки просто исчезли. Группа жителей обратилась в администрацию с жалобой, что их дом обделили парковками. Обращение было удовлетворено. В проект внесли парковку, а чтобы остаться в рамках бюджета, сам проект оптимизировали. Бессмысленно и беспощадно. Но почему нельзя было хотя бы эти две дорожки перенаправить? Предполагаю, что причиной вечное "бегом-бегом". Однако ж, оптимизация никак не помешала впендюрить на детскую площадку неслабых размеров игровой комплекс. Такой, что комплекс в Южном парке выглядит гораздо скромнее. Денег нет, ага.

Ноябрь. До окончания оставалась неделя (по словам прораба), но наступили холода и пошёл снег...

Сюрпризы

Я думал, что больше уже ничего испортить нельзя. Осталось только дождаться окончания работ и начать обживать что получится. Как же я заблуждался!

Номер раз!
Не знаю кому пришла в голову такая свежая мысль — установить лавочки прямо на дорожках. Молодец, чел! Респект!

Кто решил, что нужно так поставить лавочки? В проекте этого нет, а там где есть не стоят.

Номер два!
Стоял декабрь. Лучшее время для установки детского игрового комплекса!

В проекте не указано, что здесь должен стоять такой комплекс. Кто решил, что это именно то, что здесь нужно?

Номер три!
Шла-шла дорожка, бац! проезд. Кстати, кто решил, что тут должны быть ступени? Или что для ступеней нужно 1,5 м ширины, а для наклонной поверхности только 1 м? В проекте об этом ничего не сказано. Мелочи? Да, мелочи. Но из мелочей складывается общее. «Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь».


Дорожка упирается в проезд. Как думаете, где будет продолжение дорожки? Сюрприз, сюрприз!

Уж тут я не выдержал, и написал ещё одно обращение в "Активный горожанин". Ну, это же явный ляп, 100% переделают. Размечтался! Переписка по этому вопросу не менее чудесна, чем плоды благоустроителей.

Переписка

Если коротко изложить, то получится примерно так:
— Уважаемые, тут дорожку сделали так, что "хвосты" не сходятся. Переделайте, а?
— Это потому что люк. Пришлось дорожку сместить.
— И чё? Сделанная дорожка, которую сместили, тоже на люк попала. Переделывать будете?
— Не обессудь, любезный, люк люку рознь. Этот трогать можно, а тот низя. Кстати, так разрывать дорожки вполне норм. ;)

Твою дивизию! Люк помешал! Тут, значит, не помешал…

…а тут помешал!

Кому интересен оригинал, прошу — Обращение 1, Обращение 2.

Есть большие сомнения, что это люк камеры теплотрассы. Но даже если это так… Почитал я тот документ, на который ссылаются. Действительно, там сказано буквально следующее "запрещается: - производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы". Только не так категорично, как указано в ответе на обращение. Запрещается-то оно запрещается, но с одной оговоркой — "без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети". При наличии такого согласия даже не требуется присутствия на месте работ представителя организации. То есть, в принципе ничего военного, вопрос решаемый, было бы желание. Как назвать подобного рода манёвры? Вот и думаю, написать ещё, или результат предсказуемый?

Как это работает

В СМИ заявляют, что опыт благоустройства дворов успешен и он будет продолжен в нынешнем году. Не знаю, по каким критериям он успешен, но если после благоустройства (как его называют) пешеходная среда становится менее эргономичной и дружелюбной, то успех этот сомнительный, а деньги потрачены бестолково.

С чего всё начинается? Наверное с какого-то Постановления или Приказа по которому Администрация(?) заказывает ПРОЕКТ. Исполняет его городская архитектура (управление архитектуры и градостроительства города, т.е. подразделение Администрации города). Администрация является и заказчиком и исполнителем проекта.

Далее. ПРОЕКТ поступает на осмечивание. Куда? в УКС (управление капитального строительства, также подразделение Администрации)? Находят подрядчика. Кто ищет? Как находя? Наверное через тендерные торги. Хорошо. Появляется ПОДРЯДЧИК, который является исполнителем ПРОЕКТа. УКС выступает в качестве заказчика работ, и ведёт контроль исполнения работ. Он же осуществляет приёмку.

Таким образом, АДМИНИСТРАЦИЯ является заказчиком и исполнителем ПРОЕКТа, а также заказчиком и контролёром РАБОТ. На завершающей стадии есть только два действующих лица — куратор и прораб. И тот и другой заинтересованы в одном и том же — скорейшем завершении работ. У них в приоритете объёмы и сроки, а не конечный результат (удобство, функциональность, красота). Где тут те, для кого делается благоустройство, и те, кто его придумывает (жители и архитекторы)?

Может быть я что-то упустил или неверно написал, поправьте.

Узкие места

Что же не так? Первый и самый весомый фактор — проект. В условиях ограниченного времени и отвратительных исходных данных результат будет соответствующий. На выходе получается схема пригодная для примерного определения объёмов работ. Плюс отсутствие во время проектирования контактов и консультаций с инженерными службами. Тепловые сети, электрические, Водоканал, вывоз мусора и пр.

Считаю, что проектировщики совершили подвиг, воссоздав по такой подоснове дорожки, проезды и площадки.

Второй фактор вытекает из первого — вопросы на стройплощадке. Вопросы неизбежны в любом случае. Что-то не сходится, что-то не обозначено, какого-то размера не хватает, и т.п. Но при скверном проекте все возникающие вопросы, а так же что хорошо, а что плохо, решает прораб, который может без всякого злого умысла не понимать смысла проектных решений (что важно, а что несущественно).

Из этого получается, что должен быть либо точный проект (нужно тратить время и деньги), и тогда у исполнителей не будет вопросов и не будет самодеятельности. Либо, если проект не точный, то тогда требуется корректировка на месте, как говорится "доработать напильником". Значит на месте должен быть тот, кто вопросы снимет (архитектор или уполномоченные жильцы).

Есть ещё вариант — производить работы в два этапа:
1) Быстрый. Отремонтировать и привести в порядок только проезды и тротуары.
2) Осознанный. Улучшить дорожки, исходя из их фактического использования. Посадить деревья и кустарники. Добавить новые элементы, создать новые пространства с возможностями для какой-либо деятельности. Это уже привнесение ценностей. Это уже требует анализа и опросов жильцов. Только спрашивать нужно не "что вы хотите" (хотя это спросить тоже нужно), но побольше узнать "что нравится", "что здесь хорошее", чем дорожат жители. Поэтому проект требует большей подготовки и детальной проработки, на что, естественно, нужно достаточное количество времени.

На этом завершу, а разбор проблем лучше почитать у моего коллеги, Ефимова Евгения. Он более конструктивно к этому подошёл — проблема/решение. Рекомендую кому надо с ним связаться, у него есть некоторые предложения на эту тему.

Записи из этого журнала по тегу «пешеходное»

  • Прогулка по набережной

    В 2017 году в Белгороде проходила реконструкция набережной реки Везёлка (фактически новое строительство). В конце ноября работы подходили к концу, и…

  • Дорожка не целесообразна

    В Белгороде успешно функционирует портал «Активный горожанин», на котором можно сообщить о проблеме в какой-либо сфере [ 1]. Работа…

  • Ступени или пандус

    На пути пешеходов встречаются различные помехи затрудняющие движение. Одной из таких помех являются лестницы. Они снижают темп и эффективность…

Gre-kow

Пешеходный Белгород (Vk)

Пешеходный Белгород (Fb)

my photos on Fotki.yandex.ru

my photos on Panoramio.com


my SketchUp model




Яндекс.Метрика







Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Календарь

Май 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Ссылки

Разработано LiveJournal.com
Дизайн Lilia Ahner